Юнармеец

Титульный лист Юнармеец

 

Пояснительная записка

Возрождение патриотизма – шаг к возрождению России. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важнейших элементов общественного сознания и фундамента общественной и государственной систем, составляет духовно-нравственную основу их жизнедеятельности и эффективного функционирования.

Программа «Юнармия» направлена на обучение подростков-юнармейцев начальной военной подготовке, а также качественную подготовку учащихся к военно-спортивным соревнованиям различного уровня в соответствии с Положениями.

 

Актуальность программы связана с тем, что 1 сентября 2016 года в России официально стартовало всероссийское военно-патриотическое движение «Юнармия». Предметом и целями движения являются всестороннее развитие личности детей и подростков, а также участие их в реализации мероприятий молодежной политики как на муниципальном, так и на государственном уровне.

«Больше внимания нужно уделять патриотическому воспитанию молодежи. Да, необходимо серьезно обновить эту работу, но некоторые традиционные методы, например, военно-патриотические игры, востребованы и сегодня. Они выработают и командный дух, и сильный характер и формируют навыки поведения в самых сложных условиях», — отметил в своем послании федеральному собранию Президент Российской Федерации. Значимость программы заключается в том, что она усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации умений и навыков, полученных обучающимися в базовом компоненте, формированию жизненных ценностей, овладению опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля и помогает воспитанникам в профессиональном самоопределении.

Так же обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей и подростков в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности.

 

 

 

 

 

 

Цель и задачи программы:

 

Цель программы: создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.

Задачи:

— воспитание у молодых людей патриотизма, гражданского сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей;

— воспитание уважительного отношения к героической истории нашего государства, его вооруженным силам; бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;

— воспитание потребности в здоровом и безопасном образе жизни и активном отдыхе;

— подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской армии;

— ориентация на профессии, связанные с обеспечением национальной безопасности;

— совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности;

— освоение и совершенствование дисциплины, общей и специальной физической подготовки;

— воспитание сознательной дисциплины, силы воли, умения концентрироваться на выполнении поставленной задачи;

— физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;- воспитание культуры поведения;

— формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности.

 

Военно-спортивные соревнования «Зарница», «Орленок», «Школа безопасности» предусматривают подготовку учащихся в различных областях: туризм, ориентирование, пожарное дело, правила дорожного движения, спортивную, медико-санитарную подготовку. В настоящее время нет образовательных программ, направленных на овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного участия в этих соревнованиях. Преподаватели стоят перед проблемой правильного распределения нагрузки и последовательности овладения теоретическими и практическими знаниями и умениями, необходимыми для успешного участия в обширной программе игр. Данная программа предлагает вариант решения этой проблемы, предусматривая комплексную подготовку команд учащихся для участия в соревнованиях военно-патриотической направленности.

Получив знания на уроках ОБЖ, часть ребят желает попробовать и проверить себя в условиях соревнований. Вот для таких обучающихся, имеющих уже определенные знания и опыт, создана эта программа.

 

Адресат программы: учащиеся в возрасте от 10 до 14 лет, являющиеся членами регионального отделения всероссийского военно-патриотического движения «Юнармия».

Количество детей в группе: от 10 до 20 человек.

Срок освоения программы – 1 год. Общее количество часов по программе – 68.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу. Форма обучения – очная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа состоит из 5 модулей:

Общефизическая подготовка. Строевая подготовка. Огневая подготовка и оружейное дело. Тактическая подготовка. Военно-медицинская подготовка.

 

Модуль 1: Общефизическая подготовка

Формы реализации:

— изучение нового материала;

— инструктаж;

— лекция;

— беседа;

— практическая работа;

— зачетное занятие – сдача нормативов.

 

Модуль 2: Строевая подготовка

Формы реализации:

— изучение нового материала;

— беседа;

— демонстрация;

— практическая работа;

— зачетное занятие – строевой смотр.

 

Модуль 3: Огневая подготовка и оружейное дело

Формы реализации:

— изучение нового материала;

— лекция;

— беседа;

— инструктаж;

— практическая работа;

— соревнование;

 

Модуль 4: Тактическая подготовка

Формы реализации:

— изучение нового материала;

— лекция;

— беседа;

— демонстрация;

— практическая работа;

— решение тактических задач.

— упражнения на взаимодействие в группе;

— соревнования;

— проектирование;

— практическое закрепление полученных знаний в ходе тактико-специальных учений.

 

Модуль 5: Военно-медицинская подготовка

Формы реализации:

— изучение нового материала;

— беседа;

— практическая работа;

— игра;

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты

 

Подготовленность обучающихся по программе «Юнармия» включает:

 

умение творчески использовать средства физической культуры в организации здорового образа жизни; оздоровление организма ребенка, закаливание, снижение уровня заболеваемости обучающихся, привитие навыков здорового образа жизни; развитие интереса к воинским специальностям и формирование желания получить соответствующую подготовку; выработку у детей строевой выправки, подтянутости и выносливости, умения правильно и быстро выполнять воинское приветствие; умение уверенно выполнять строевые приемы на месте и в движении, выполнять воинское приветствие, выходить из строя и становиться в строй, подходить к начальнику и отходить от него; умение правильно действовать в строях взвода и роты в пешем порядке; умение выполнять обязанности командиров перед построением и в строю, правильно управлять строем вербальными средствами; знания об особенностях воинского коллектива; знание истории, видов и типов российского стрелкового и спортивного оружия; знание правил безопасного поведения при обращении с оружием и боеприпасами во время стрельбы; знание основных правил стрельбы; знание материальной части пневматического и малокалиберного оружия, техники безопасности при заряжании, изготовке и стрельбе; знание правил поведения в тире, команды, подаваемые при проведении стрельб и их выполнение; знание боевых возможностей и устройство изучаемых образцов вооружения; умение обслуживать, чистить, смазывать и ставить на хранение пневматическую винтовку и АК; умение стрелять по мишеням из различных положений, корректировать стрельбу; умение анализировать результаты своей стрельбы; знания о сущности тактики, характеристике современного боя, видах боевых действий; знание принципов взаимодействия членов подразделения; знания об условиях, обеспечивающих выполнение боевой задачи; умение правильно анализировать сложившуюся ситуацию и делать обоснованные выводы из ее оценки; знание характера поражений здоровья, особенностей оказания медицинской помощи; умение правильно и своевременно оказать медицинскую помощь пораженным; знание медицинского имущества и умение ими пользоваться при оказании первой помощи пострадавшим; знание и умение применять правила эвакуации и транспортировки раненых и пораженных; высокие показатели по уровню медицинской подготовки во время соревнований разного уровня: от внутришкольных до региональных и всероссийских; знание анатомических особенностей подростка и юноши, соблюдение правил личной гигиены и борьба с вредными привычками; самостоятельно лечить несложные ранки, натертости, царапины; уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при ожогах, удушье, утоплении, отравлении; знать и правильно выполнять все способы остановки кровотечений (капиллярного, венозного, артериального); уметь наложить асептическую повязку на любую часть тела; сделать из подручных средств иммобилизирующий инструмент при переломах конечностей; уметь оказать помощь при переохлаждениях и утоплениях, ожогах и отравлениях, проводить реанимационный комплекс;

 

Положительными результатами работы педагога по данной программе при подведении итогов можно считать:

 

— сохранение здоровья контингента учащихся на всем протяжении обучения;

— рост уровня спортивных достижений команды (выступление на спортивных и военно-прикладных соревнованиях, слетах).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

Название разделов, тем Количество часов
Всего Теория Практика
1. Вводное занятие. Знакомство обучающихся друг с другом и с педагогом. Выявление уровня первичной подготовки. 1 1
2. Инструктаж по технике безопасности. 1 1
Модуль 1: Общефизическая подготовка 7
Тема 1. Разучивание и тренировка в выполнении 1-го комплекса армейских вольных упражнений. 2 1 1
Тема 2. Изучение общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий по элементам. 1 1
Тема 3. Изучение техники метания гранат стоя с места, в движении, с колена и лежа. Тренировка в метании гранат на точность и дальность. 2 2
Тема 4. Сдача нормативов по физической подготовке, в т. ч. норм ГТО. 2 2
Модуль 2: Строевая подготовка 10
Тема 1. Строевые приемы и упражнения без оружия 8 2 6
Тема 2. Строевые приемы и упражнения с оружием 2 1 1
Модуль 3. Огневая подготовка и оружейное дело 23
Тема 1. История развития стрелкового оружия 2 2
Тема 2. Автомат Калашникова (АК) и его модификации. 10 2 8
Тема 3. Пистолет Макарова (ПМ). 6 2 4
Тема 4. Ручные гранаты. 2 1 1
Тема 5. Правила стрельбы из стрелкового оружия. 3 1 2
Модуль 4. Тактическая подготовка 11
Тема 1. Краткий экскурс в историю тактики. 1 1
Тема 2. Тактическое снаряжение бойца. 2 2
Тема 3. Действие подразделений в обороне. 2 2
Тема 4. Действие подразделения при наступлении. 2 2
Тема 5. Методы и способы ведения разведки. 1 1
Тема 6. Решение тактических задач индивидуально и в группе. 3 1 2
Модуль 5. Военно-медицинская подготовка 12
Тема 1. Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих 2 1 1
Тема 2. Оказание первой доврачебной помощи. 10 5 5
Итоговое занятие 1 1
Резервное время 2
Итого 68 31 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

  1. Вводное занятие. Знакомство обучающихся друг с другом и с педагогом. Выявление уровня первичной подготовки. (1 час)
  2. Инструктаж по технике безопасности. (1 час)

 

Модуль 1. Физическая подготовка (7 часов)

Разучивание и тренировка в выполнении 1-го комплекса армейских вольных упражнений.

Изучение общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий по элементам.

Изучение техники метания гранат стоя с места, в движении, с колена и лежа.

Тренировка в метании гранат на точность и дальность.

Сдача нормативов по физической подготовке, в т. ч. норм ГТО.

 

Модуль 2. Строевая подготовка (10 часов)

Строи, команды и обязанности солдата перед построением и в строю.

Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Отставить».

Строевая стойка. Повороты на месте.

Строевой и походный шаг. Повороты в движении.

Отдание воинского приветствия на месте и в движении.

Выход военнослужащего строя и подход к начальнику. Возвращение в строй.

Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия.

Строевая стойка с оружием и выполнение приемов с оружием на месте. Повороты и движение с оружием.

Выполнение воинского приветствия с оружием на месте и в движении. Выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй с оружием.

 

 

 

Модуль 3. Огневая подготовка и оружейное дело (23 часа)

Краткий экскурс в историю развития стрелкового оружия. История создания АК и ПМ.

Автомат Калашникова (АК) и его модификации.

Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы АК.

Последовательность неполной сборки и разборки АК.

Отработка нормативов по сборке-разборке АК.

Назначение, боевые свойства, общее устройство, принцип работы пистолета Макарова (ПМ). Последовательность неполной сборки и разборки ПМ.

Отработка нормативов по сборке-разборке ПМ.

Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип действия ручных гранат. Меры безопасности при обращении с ручными гранатами.

Порядок осмотра и подготовки гранат к броску. Тренировка в метании гранат.

Правила стрельбы из стрелкового оружия. Выбор установки прицела. Решение огневых задач.

Виды изготовок для стрельбы из винтовки (автомата, пистолета) лежа, сидя, стоя, в перемещении.

Техника передвижения при огневом контакте с противником.

 

Модуль 4. Тактическая подготовка (11 часов)

Краткий экскурс в историю тактики.

Тактическое снаряжение бойца. Универсальные тактические комплекты.

Десантные рюкзаки (РД) и разгрузочные жилеты (РЖ), их предназначение и использование.

Действие подразделений в обороне.

Типы инженерных заграждений. Окопы.

Действие подразделения при наступлении. Форсирование водных преград.

Марш и походное охранение. Работа с топографическими картами.

Методы и способы ведения разведки. Способы маскировки.

Решение тактических задач индивидуально и в группе.

Решение ситуационных тактических задач.

Способы скрытого перемещения по местности.

Модуль 5. Военно-медицинская подготовка (12 часов)

 

Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих: аптечка индивидуальная (АИ-1М и АИР-3), аптечка войсковая (АВ), пакет перевязочный индивидуальный (ППИ и АВ-3), пакет противохимический индивидуальный (ИПП-10 и ИПП-11).

Порядок и правила пользования СИМО военнослужащих

Понятие о ране, классификация ран. Виды кровотечений.

Первая доврачебная помощь при ранениях и кровотечениях.

Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, верхние и нижние конечности.

Первая доврачебная помощь при переломах костей, вывихах и ушибах.

Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

Ожоги, причины возникновения, признаки и классификация.

Отморожения, переохлаждения, ознобления и замерзание: причины, признаки, классификация.

Оказание первой доврачебной помощи при ожогах и отморожениях.

Первая помощь при утоплении, солнечном и тепловом ударе.

Приемы и способы переноски раненных с помощью подручным материалов.

 

Итоговое занятие (1 час)

Резервное время (2 часа)

 

Итого: 68 часов.

 

 

 

№ занятия Тема занятия Кол-во часов
1 Вводное занятие. Знакомство обучающихся друг с другом и с педагогом. Выявление уровня первичной подготовки. 1  
2 Инструктаж по технике безопасности. 1  
3 Строи, команды и обязанности солдата перед построением и в строю. 1  
4 Разучивание и тренировка в выполнении 1-го комплекса армейских вольных упражнений. 1  
5 Краткий экскурс в историю развития стрелкового оружия. 1  
6 История создания АК и ПМ. 1  
7 Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Отставить». 1  
8 Автомат Калашникова (АК) и его модификации. 1  
9 Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы АК. 1  
10 Разучивание и тренировка в выполнении 1-го комплекса армейских вольных упражнений. 1  
11 Строевая стойка. Повороты на месте. 1  
12 Последовательность неполной сборки и разборки АК. 1  
13 Отработка нормативов по сборке-разборке АК. 1  
14 Назначение, боевые свойства, общее устройство, принцип работы пистолета Макарова (ПМ). 1  
15 Изучение общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий по элементам. 1  
16 Строевой и походный шаг. Повороты в движении. 1  
17 Краткий экскурс в историю тактики. 1  
18 Отработка нормативов по сборке-разборке АК. 1  
19 Последовательность неполной сборки и разборки ПМ. 1  
20 Отработка нормативов по сборке-разборке ПМ. 1  
21 Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип действия ручных гранат. Меры безопасности при обращении с ручными гранатами. 1  
22 Отработка нормативов по сборке-разборке АК. 1  
23 Порядок осмотра и подготовки гранат к броску. Тренировка в метании гранат. 1  
24 Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих 1  
25 Тактическое снаряжение бойца. Универсальные тактические комплекты. 1  
26 Порядок и правила пользования СИМО военнослужащих 1  
27 Отработка нормативов по сборке-разборке АК. 1  
28 Отработка нормативов по сборке-разборке ПМ. 1  
29 Десантные рюкзаки (РД) и разгрузочные жилеты (РЖ), их предназначение и использование. 1  
30 Понятие о ране, классификация ран. Виды кровотечений. 1  
31 Действие подразделений в обороне. 1  
32 Первая доврачебная помощь при ранениях и кровотечениях. 1  
33 Типы инженерных заграждений. Окопы. 1  
34 Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, верхние и нижние конечности. 1  
35 Действие подразделения при наступлении. Форсирование водных преград. 1  
36 Отработка нормативов по сборке-разборке АК. 1  
37 Первая доврачебная помощь при переломах костей, вывихах и ушибах. 1  
38 Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. 1  
39 Марш и походное охранение. Работа с топографическими картами. 1  
40 Ожоги, причины возникновения, признаки и классификация. 1  
41 Методы и способы ведения разведки. Способы маскировки. 1  
42 Отморожения, переохлаждения, ознобления и замерзание: причины, признаки, классификация. 1  
43 Оказание первой доврачебной помощи при ожогах и отморожениях. 1  
44 Правила стрельбы из стрелкового оружия. Выбор установки прицела. Решение огневых задач. 1  
45 Отработка нормативов по сборке-разборке АК. 1  
46 Отработка нормативов по сборке-разборке ПМ. 1  
47 Виды изготовок для стрельбы из винтовки (автомата, пистолета) лежа, сидя, стоя, в перемещении. 1  
48 Первая помощь при утоплении, солнечном и тепловом ударе. 1  
49 Отдание воинского приветствия на месте и в движении. 1  
50 Техника передвижения при огневом контакте с противником. 1  
51 Выход военнослужащего строя и подход к начальнику. Возвращение в строй. 1  
52 Приемы и способы переноски раненных с помощью подручным материалов. 1  
53 Решение тактических задач индивидуально и в группе. 1  
54 Решение ситуационных тактических задач. 1  
55 Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия. 1  
56 Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия. 1  
57 Изучение техники метания гранат стоя с места, в движении, с колена и лежа. 1  
58 Тренировка в метании гранат на точность и дальность. 1  
59 Строевая стойка с оружием и выполнение приемов с оружием на месте. Повороты и движение с оружием. 1  
60 Выполнение воинского приветствия с оружием на месте и в движении. Выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй с оружием. 1  
61 Отработка нормативов по сборке-разборке ПМ. 1  
62 Отработка нормативов по сборке-разборке АК. 1  
63 Сдача нормативов по физической подготовке, в т. ч. норм ГТО. 1  
64 Сдача нормативов по физической подготовке, в т. ч. норм ГТО. 1  
65 Способы скрытого перемещения по местности. 1  
66 Итоговое занятие 1  
67 Резервное время 1  
68 Резервное время 1  

 

 

 

 

Методическое обеспечение курса включает следующие методы обучения:

А) по источникам знаний

— практические (упражнения);

— наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся);

— словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция);

— работа с литературой (чтение, изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, составление плана, конспектирование).

Б) по типу познавательной деятельности

— объяснительно-иллюстративные (педагог предлагает обучающимся знания в «готовом виде» и организует различными способами восприятие и осмысление этих знаний);

— репродуктивные (педагог не только сообщает готовые знания, но и объясняет их, а обучающиеся правильно и многократно их воспроизводят, т. е. повторяют за педагогом);

— частично-поисковые (педагог не предлагает обучающимся готовые знания, а организует поиск новых знаний детьми с помощью разнообразных средств, ребята под руководством педагога решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают);

— исследовательские (совместная постановка проблемы, самостоятельный поиск ребятами путей решения проблемы, оперативное управление педагогом процессом решения проблемных задач).

 

Учебные занятия строятся с учетом возрастных особенностей обучающихся. Для подростков 14-17 лет темы даются в полном объеме, с многократным повторением приемов, доведением их до автоматизма. Почти все занятия включают в себя репродуктивные методы работы («посмотри и повторяй за мной»), а так же творческие задания, исследовательские методы.

Материально-техническое обеспечение программы:

— Классный кабинет, оборудованный партами и стульями по числу учащихся;

— Доска грифельная;

— Спортивный зал, оборудованный спортивными снарядами;

— Интерактивное оборудование: компьютер, проектор, экран;

— Лицензионное программное обеспечение;

— Средства, реализуемые с помощью компьютера:

-слайд — лекции по ключевым темам курса;

— электронные учебные пособия;

— Макеты: массово-габаритные оружия;

— Учебные гранаты;

— Компас;

— Топографические карты;

— Аптечка индивидуальная – АИ;

— Индивидуальный перевязочный пакет — ППИ (бинт 7 метров, шириной 10 и более см);

— Индивидуальный противохимический пакет — ИПП;

— Носилки МЧС тканевые (носилки санитарные);

— Схемы, плакаты, таблицы.

 

Список литературы

Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: журнала «Военные знания», 2001. – 186 с. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы». Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. . – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с. Пути модернизации образования: инновационные образовательные и организационные технологии в кадетских школах и в школах-интернатах: материалы и учебно-методические разработки участников Всероссийского семинара-совещания / сост. , . – Волгоград: Изд. ВГИПК РО, 2004. – 190 с. Строевой Устав Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Военное издательство.